Для каждого образовательного учреждения утвержден перечень обязательных требований, направленных на определение каждого уровня обучения. Эти требования объединяются в рамках федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который утверждается органами власти, уполномоченными регулировать политику в сфере образования. Реализация и результаты освоения программ в государственных образовательных учреждениях не могут быть ниже указанных в ФГОС.
ФГОСы призваны обеспечивать цельность образовательного пространства России; преемственность основных программ дошкольного, начального, среднего, профессионального и высшего образования, а также отвечают за аспекты духовно-нравственного развития и воспитания. Требования образовательного стандарта включают в себя строгие установленные сроки получения общего и профессионального образования с учетом всевозможных форм обучения и образовательных технологий. ФГОС - основа для разработки образовательных программ; программ учебных предметов, курсов, литературы, контрольных материалов; нормативов финансового снабжения образовательной деятельности учреждений, реализующих образовательную программу . ФГОС - это принципы организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, без которых невозможно осуществить контроль за соблюдением законодательства РФ в образовательной области, а также провести итоговую и промежуточную аттестацию учащихся. Одной из целей ФГОС является внутренний мониторинг качества образования. С помощью стандартов происходит организация деятельности методических специалистов, а также аттестация, переподготовка и повышение квалификации педагогических работников и другого персонала образовательных учреждений.
По структуре ФГОС в обязательном порядке включает в себя три вида требований:
1) требования к структуре образовательных программ (соотношение частей основной программы и их объёма, соотношение обязательной части и той доли, которая формируется участниками образовательного процесса)
2) требования к условиям реализации (в том числе кадровым, финансовым, техническим)
3) требования к результату - вся образовательная программа должна формировать у учащихся определенные компетенции. Занятие по ФГОС призвано обучить применять все полученные навыки и знания, и действовать успешно на их основе.
На федеральном уровне на основе ФГОСа разрабатывается приблизительная образовательная программа, ориентирующаяся на местную специфику. А далее учебные заведения доводят эту программу до совершенства. Это можно представить в виде схемы: Стандарт - примерная программа федерального уровня - программа учебного заведения.
Последний пункт включает в себя: учебный план; календарный график; рабочие программы; оценочные материалы; методические рекомендации для предметов.
Во ФГОСе нового поколения в основу ставится развитие личности учеников. На место обобщающим понятиям (умения, навыки, знания) пришли более четкие требования - сформулированы реальные виды деятельности, которыми должен овладеть каждый учащийся. Огромное внимание уделяется предметным, межпредметным и личностным результатам. Для достижения этих целей пересмотрены существующие ранее формы и типы обучения, приведено в действие инновационное образовательное пространство занятия. Благодаря введенным изменениям, ученик нового поколения - это свободно мыслящая личность, способная ставить перед собой задачи, решать важные проблемы, творчески развитая и способная адекватно относиться к действительности.
ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья https://fgos.ru/
ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
Информация для родителей по ФГОС
Положение о рабочей программе учебного предмета
ФГОС ссылки:
Министерство просвещения РФ
http://standard.edu.ru/
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ
|
Внеурочная деятельность и реализация дополнительных общеобразовательных программ
Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся. Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов.
Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ
|